Содержание
Всё больше людей про неё слышали. Всё больше противоречий вызывает эта тема. Давайте посмотрим.
Ставки высоки — уже многие утверждают, что аяуаска (ayahuasca, айяуаска, аяхуаска, айяхуаска) помогла им исцелить рак, пост-травматический синдром, бесплодие и наркозависимость. Подробнее здесь: https://ayawaska-v-peru.com/7530.html и много где ещё. С другой сторны, Аяуаска содержит ДМТ, официально включённый в список контролируемых веществ во многих странах, в том числе России и Беларуси.
ДМТ — это наркотик? Нет. Это эндогенный (вырабатывается организмом человека) психоделик (от др.-греч. ψυχή — «душа», «сознание» и δῆλος — «ясный», «очевидный»), который мозг человека (шишковидная железа) вырабатывает во время фазы быстрого сна. Считается, что именно благодаря ДМТ мы видим сны. Шишковидную железу мистики называют третьим глазом. А ДМТ — молекулой Духа. И да, он запрещён во многих странах.
В опытах на животных показано, что уровень ДМТ в мозге растёт при блокировке сердцебиения. Это может означать, что яркие видения в околосмертном опыте, про который мы так много слышали, связаны, или даже вызываются, именно ДМТ. В таком случае церемонию Аяуаски можно сравнить с проживанием посмертного опыта и возвращением обратно. Возможно поэтому Аяуаску называют «Лиана Мёртвых», «Вино Мёртвых», «Вино Души».
Правовой статус Аяуаски
Правовой статус Аяуаски сегодня противоречив. Коренные племена Амазонии используют её уже несколько тысяч лет. Католические колонисты, естественно, объявили её дьявольским зельем, и постарались уничтожить традицию.
В большинстве стран аяуаска нелегальна как психоактивное вещество. В то же время в США известен судебный прецедент, который разрешил бразильской церкви União do Vegetal импортировать её и использовать в религиозных церемониях. Аяуаска совершенно легальна в Перу, Бразилии, Коста-Рике и некоторых других странах. Подробнее здесь: https://ayawaska-v-peru.com/11255.html
В июне 2019 город Окленд, Калифорния, в январе 2020 город Санта Круз, Калифорния, и в сентябре 2020 город Энн Арбор, Мичиган, декриминализировали все психоактивные растения, включая все природные материалы, используемые для приготовления аяуаски. В ноябре 2020 более 76% избирателей, обладающих правом голоса в Вашингтоне, проголосовали за инициативу по декриминализации психоактивных растений и грибов. В октябре 2021 городской совет Сиэтла неанонимно проголосовал за декриминализацию выращивания и распространения псилоцибиновых грибов, аяуаски, ибогаина, и мескалина, полученного не из пейота. В ноябре 2021, город Детройт присвоил статус «самого низкого приоритета в плане обеспечения законности» личному владению и терапевтическому использованию психоактивных растений взрослыми.
Власти Перу считают Аяуаску национальным достоянием, признавая её источником природных знаний. Решение правительства Перу, подписанное директором Национального института культуры, Хавьером Угасом Вильякортой, было впервые опубликовано в официальной газете El Peruano в июле 2008 года. Власти открыто заявили о том, что потребление «вина мёртвых» эквивалентно получению знаний из духовного мира. По данным Национального института культуры, ритуал аяуаски представляет собой важную часть традиционной медицины и является одной из основ самобытности народа Амазонии, её использование является необходимым и незаменимым для всех жителей перуанской Амазонии. Правительство Перу подтверждает, что эффекты, вызываемые аяуаской, были тщательно исследованы ввиду их сложности и отличаются от тех, которые обычно получают от применения галлюциногенов: растение обладает неоспоримой лекарственной ценностью. Максимальное количество усилий прилагается для защиты «священного ритуала аяуаски» от западного вторжения и попыток привнесения изменений (https://ru.wikipedia.org/wiki/Аяуаска).
И всё же важно понимать, что исцеление происходит во время шаманской церемонии, которая обеспечивает нужный контекст, ритм, этапы, и воздействие. Просто приняв ДМТ или гармин (второй из известных алкалоидов Аяуаски), вы, вероятно, получите обратный эффект — по той же причине, почему психоделики на рейвах разрушительны, но показывают мощный терапевтический эффект в кабинете опытного психотерапевта. См., к примеру, историю терапевтического использования и запрета MDMA.
Кстати, курение, алкоголь и нюхательные смеси — точно такой же пример искажения священной традиции, которая в оригинале несёт исцеление.
Крайне важна строгая диета и воздержание до и после церемонии. Нельзя употреблять никакие лекарства, специи, алкоголь, соль и сахар, мясо, морепродукты, чай и кофе, тоники, стимуляторы, авокадо, всё жирное или жареное, всё молочное, особенно твёрдые и выдержанные сыры; всё, что содержит дрожжи; помидоры, перец, свёклу, сладкие бананы, цитрусовые, перезревшие фрукты, шоколад и так далее. Пища должна быть пресной и безвкусной.
Некоторые из этих продуктов содержат вещества, которые делают приём Аяуаски смертельно опасным (алкоголь, ингибиторы МАО). Другие просто сделают путешествие очень трудным. Аяуаска открывает подсознание, и лучше подготовиться ко встрече со своими демонами. Быть в ясном уме и трезвой памяти.
Важно также воздержаться от секса до и после церемонии. И хотя бы на время отказаться от курения.
Противопоказания по здоровью — проблемы с сердцем, серьёзные проблемы с давлением, нестабильность психики.
«Аяуаска» в переводе означает Лиана Духов, Лиана Мёртвых, Вино Души. С ней не рекомендуется шутить или заигрывать, например пить её самостоятельно или вне церемонии.
Церемония Аяуаски
Во время церемонии человек, как правило, проходит что-то вроде чистилища. Оживает травматичный опыт из прошлого, материализуются страхи. Это может быть тяжело физически и эмоционально.
Многие проходят опыт смерти. Именно поэтому важно быть в церемонии с опытным шаманом-курандеро. Своим пением и другими действиями он помогает пройти этот, кажущийся непереносимым, путь вглубь себя.
Когда процесс очищения завершён, человек — как правило — ощущает единство с миром и глубокую гармонию. Может начаться процесс обучения.
Многие говорят, что первый опыт Аяуаски разделил жизнь на До и После. Бразильский сенатор Бинью Маркес и институт культуры Перу, а также другие авторы, утверждают, что участие в церемонии Аяуаски равносильно прямому получению знаний из духовного мира.
Во время церемонии, человек получает возможность непосредственно исследовать свою психическую реальность, и исцелить то, чему нужно исцеление.
Благодаря глобализации, эта древнейшая традиция коренных народов Амазонии становится доступна и нам, жителям Северного полушария. Орёл, наконец, встретился с Кондором, как было предсказано уже давно.
Мир встал на путь исцеления.
С точки зрения Психологии и Медицины
Племена Амазонии сохранили глубокую связь с живой природой. Это то, чего так остро не хватает нашей западной цивилизации. Человек, который знает кто он такой, и чувствует, что мы — часть Природы, не будет бросать пластик в океан и убивать ради наживы.
Идея первородного греха, осквернённости материи, единственной жизни и, как следствие, культ материализма, позволили нам создать технологии. Но прямой дорогой ведут всё живое к экологической катастрофе. Работа с шаманами восстанавливает личную связь с живой природой. Удивительно, насколько меняется человек, однажды почувствовав, что мы едины.
Во время церемонии, многие вспоминают свои прошлые жизни. Это даёт переосмысление ошибок и желание сделать лучше. Кроме того, зная, что эта жизнь не последняя, и всё придётся исправлять, человек больше не может жить в духе «после нас хоть потоп».
Я не знаю откуда приходит информация во время церемонии — «извне» или «изнутри» человека. Думаю, это просто разные точки восприятия. Как и реальность учителей в церемонии — например, Мистера Ибоги или Мамы Аяуаски, которую обычно видят как змею из света. Мне нравится думать, что они реальны. Это делает мир живым и интересным.
По своей структуре, церемония аяуаски — это одна из наиболее проявленных и результативных форм Путешествия Героя.
При этом нельзя ставить знак равенства между синтетическим ДМТ, принятым в лаборатории, и Аяуаской в умело проведённой церемонии. Как практик генеративного транса, я по опыту знаю, что эффект от любой трансовой работы полностью зависит от контекста. То, что проявляется без контроля сознания, становится проблемой или решением, в зависимости от того, как мы встречаем это, и какую связь с этим создаём. И здесь важно, кто шаман.
Настоящий шаман, с моей точки зрения — это человек, который на чувственном уровне ощущает, что всё едино, и работает с другими, потому что знает их как старых друзей, и хочет помочь им вспомнить самих себя (равно исцелиться).
Кроме того, шаманы остро чувствуют природу, которая страдает от действий людей, потерявших связь с собой и миром. Поэтому их песни так прекрасны — это песни самой Жизни.
Путешествие с таким проводником и его результаты будут сильно отличаться от трипа, цель которого — лабораторые исследования или ловля глюков. Цель путешествия с шаманом — всегда трансформация, исцеление и познание.
Растения-учителя очень честны и эффективны. Боишься? Проживи это. Хочешь избавиться от чего-то? Проживи это, чтобы получить возможность отпустить. Боишься смерти? Принцип тот же.
Поэтому церемония — это всегда труд и испытание.
Да, награда есть — это большая целостность, более глубокое понимание, личный опыт духовной реальности и чувство единства с Жизнью. Но к этому придётся прийти самому — задать правильные вопросы, и быть готовым получить неожиданные ответы. Важно довериться и принять помощь того, в существовании которого вы не уверены. Покажи мне то, что мне нужно знать.
В церемонии есть помощь и страховка. Проводник рядом — это то, чего обычно нет в лаборатории. Как нет и умелого входа в церемонию. Поэтому лабораторные исследования психоактивных растений не могут дать полного и адекватного понимания их действия.
Грустно-иронично, экстракты растений-учителей запрещены как наркотические вещества, а ведь они как раз лечат зависимость, и даже успешно лечат устойчивый к терапии пост-травматический синдром. С другой стороны, их бездумное применение может быть фатальным.
По-хорошему, нужна профессиональная ассоциация и лицензирование. Но кто сегодня готов оценить профессионализм шамана, когда на кону возможность легально работать с психоделиком?
Движение в эту сторону есть. Проводятся медицинские исследования Аяуаски. 17 августа 2017 года FDA (Минздрав США) присвоило психотерапии с использованием MDMA (Экстази) статус «прорывного метода лечения» посттравматического стрессового расстройства, с этого времени идут окончательные клинические испытания метода.
В 2018-19 годах Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) министерства здравоохранения США присвоило псилоцибину статус «прорывной терапии» для лечения депрессии у людей и сняло запрет на проведение исследований применения псилоцибина в терапии психических расстройств. Присвоение статуса «прорывной терапии» псилоцибину может означать одобрение FDA легального использования вещества для лечения психических расстройств в будущем. Обзор 2021 года показал, что применение псилоцибина связано со снижением интенсивности симптомов депрессии и повышением нейропластичности.
Это обнадёживает.
Шаманы глубоко уважают растения-учителя, и работают с «духом» растения, то есть с физической и волновой природой вселенной. Медики (пока) мыслят лишь химическими категориями. Мы снова подошли к вопросу реальности духовного мира, на который каждый отвечает себе сам.
Разумеется, бывают вредители, которые делают вид, что они шаманы. И любое лекарство может стать ядом при неграмотном применении. В этом плане всё как всегда — личную ответственность за свою жизнь никто не отменял.
На что это Похоже
Стинг рассказывает про свой опыт Аяуаски и то, как путешествия к шаманам помогли ему. Он также говорит про перемены, сопротивление изменениям и образ жизни. Мне нравится это интервью, и то, как вкусно и необычно этот мудрый человек раскрывает сложное в несколько метких слов.
Если вам важно увидеть, как это может быть, посмотрите фильм «Блюберри» (Blueberry) (2004). Сцены из него называют лучшей экранизацией путешествия с Аяуаской. Я не стал размещать здесь видео самого путешествия, потому что, вырванное из контекста, оно сильно пугает.
Ещё лучше — посмотрите фильм «Объятия Змея» (2015). Этот фильм позволяет по-настоящему прикоснуться к великой тайне, цели и смыслу использования шаманской медицины. Хорошее качество и озвучка здесь или на торрентах: https://hdrezka.co/films/drama/24455-obyatiya-zmeya-2015.html. Ищите дубляж от телеканала «Культура».
Чтобы понимать что происходит в фильме «Блюберри», смотрите его целиком, и учтите следующее:
- в фильме нужно было как-то передать страх главного героя и вовлечь зрителя. Для этого использовали образы насекомоподобных сущностей, которые нас архетипически пугают. Почему так происходит? Хороший вопрос. Но в фильме на них можно особо не обращать внимания. Я не слышал, чтобы кто-то описывал такое в своих собственных путешествиях
- путешествует сильно травмированный человек, который живёт на надрыве уже долгие годы
- это парное путешествие, в котором он встречается со своим заклятым врагом, из-за которого главный герой убил женщину, которую любил
- от этого путешествия зависит судьба Мира. Майка в фильме можно сравнить с Гераклом, который встречается с Гидрой в смертельной битве
- ему дали очень сильную аяуаску
- в фильме показано прекрасное, но чьё-то другое видение. Каждое путешествие уникально и неповторимо
В реальности всё будет мягче по ряду причин:
- вряд ли вы настолько травмированы в этой жизни, как был главный герой фильма
- времена изменились. Можно сказать, что стало светлее
- Аяуаска уже прочно присутствует в Коллективном Бессознательном. Чем больше людей путешествуют, тем легче это становится
- в фильме показано максимально глубокое путешествие с полным перерождением. Такая глубина в первый раз очень маловероятна
При этом, встретиться со своей Тенью, в какой-то её форме, всё равно придётся. Кроме того, есть вероятность абсолютно реально прочувствовать потерю ориентиров привычного физического мира. Это может быть неприятно; но в этом есть смысл. Найдя точку опоры, которая не зависит ни от чего материального, вы, без преувеличения, станете другим человеком.
NB: Идти в путешествие без соблюдения диеты реально опасно.
Эта статья частично доступна здесь и здесь.
Андрей Лобач, 2019
Автор картинки: мне неизвестен.