Не обвиняй Бога в том, что он создал тигра
Благодари Его за то, что он не дал ему крылья
Эфиопская пословица
(тигры в Африке не водятся)
Ибога — это ещё одно растение-учитель, правовой статус которого в мире двойственнен, как и статус аяуаска.
Ибога используется в коренной африканской религии бвити для прохождения инициации. Прошедших инициацию называют баанзи — «тот, кто видел другой мир».
По многочисленным утверждениям, даже однократный приём Ибоги излечивает наркотическую зависимость, причём абстинентный синдром не возникает.
Дальнейший текст — мой перевод статьи, опубликованной The Guardian. При перепечатке, укажите меня (Андрей Лобач / Andrei Lobach, lobach.by) в качестве переводчика и сохраните ссылку на оригинал статьи.
10 лет Терапии за одну Ночь
Может ли единственный трип после приема коры корня африканского растения помочь наркоману избавиться от зависимости? Так заявляли в 1960-х, а сегодня ибога снова в центре внимания. Но действительно ли она лечит? Дэниел Пинчбек (Daniel Pinchbeck) решил рискнуть и попробовать. И жизнь, как он говорит, никогда не будет прежней…
В 1962 Говард Лотсоф (Howard Lotsof), 19-летний героинозависимый из Нью-Йорка, заказал в аптеке ибогу — растение, которое в Западной Африке используют в ритуальных целях — и попробовал его, надеясь получить новые ощущения. После употребления горького порошка из коры корня, он пережил духовное путешествие в свои ранние воспоминания. Тридцатью часами позже, вернувшись в реальность, он обнаружил, что полностью утратил тягу к героину без какой-либо ломки. Он говорит, что предложил ибогу семерым другим зависимым, и пятеро из них сразу же перестали принимать наркотики.
В 1985 году Лотсоф запатентовал молекулу ибогаина как средство для лечения зависимости, но не смог добиться официального одобрения этого способа терапии. В последующие годы ибогаин был объявлен нелегальным веществом с потенциалом к злоупотреблению, не имеющим медицинской ценности, и внесен в Список 1 контролируемых веществ вместе с ЛСД и несколькими другими психоделическими молекулами. Несмотря на активную поддержку маргинальной группы межкультурных активистов и политически активных хиппи, в 1995 году Национальный Институт Здравоохранения США прекратил исследования ибогаина, и фармацевтические компании с тех пор полностью игнорируют его, возможно из-за его низкого коммерческого потенциала.
Но сегодня интерес к ибогаину растёт быстрыми темпами и проходит критическую точку, опираясь на неофициальные данные, подпольный активизм, публикации в прессе и научные исследования. Тематические статьи появились во многих изданиях, начиная с авторитетного Журнала Американского Медицинского Сообщества/Ассоциации (Жама), и заканчивая популлистской Звездой. Публикация в Жама под заголовком «Средство для Лечения Зависимости Борется за Легальность», рассказывает про затянувшийся и мучительный путь ибогаина по регулирующим учреждениям, отмечая, что разочарованные сторонники этого средства в США наладили подпольные пути его доставки с целью дать наркозависимым доступ к лекарству: «В то время как неизвестное количество зависимых продолжают принимать очищенный гидрохлорид ибогаина — или вытяжку из ибоги, содержащую более дюжины активных алкалоидов — очень немногие компетентные исследователи знают о том, что при этом происходит».
Звезда заняла более яркую позицию. «Редкий Корень Всполошил Знаменитостей», заявляют они, превознося средство как популярное лекарство для «многочисленных знаменитостей, которые ищут способ отдохнуть от своей тяжёлой жизни на дне бутылки Джека Дэниелза и на игле прописанных медикаментов». Статья намекает, что «некоторые из наших любимых суперзвезд» не только излечиваются, но также получают удовольствие от галлюцинаций в качестве запретного «включенного бонуса». За пределами США новые клиники открылись в Мексике, Канаде и Европе, и они предлагают возможность за разумные деньги попробовать ибогаин в качестве метода лечения зависимости под медицинским наблюдением. Фактически, в одной из недавно открывшихся клиник в Ванкувере, это лечение бесплатно.
Ибога — это священная суть религии племен Бвити из Габона и Камеруна. Большинство членов племени принимают её только раз в своей жизни — во время церемонии инициации, в ходе которой используются огромные количества измельченной коры. В процессе этого ритуала, они становятся баанзи — тем, кто видел другой мир. «Ибога делает визуально, тактильно и аудиально неопровержимым существование того, что находится за пределами», — пишет французский химик Роберт Гутарел (Robert Goutarel), который изучал Бвити. Духовная сила коры ибоги является результатом сложного коктейля алкалоидов, которые, видимо, влияют на многие из известных нейротрансмиттеров, включая серотонин и дофамин. Сложный молекулярный ключ ибоги, возможно, соединяется с рецепторами зависимости таким способом, что он сбрасывает (обнуляет) паттерны и блокирует цепочки обратной связи, которые укрепляют и поддерживают зависимость.
В своем эссе про анти-зависимые свойства ибогаина, доктор Карл Андерсон (Dr Carl Anderson) из госпиталя МакЛин в Вирджинии, предположил, что возникновение зависимости связано с нарушением способности полушарий мозга обмениваться информацией, и что ибогаин, возможно, вызывает «биполушарную реинтеграцию». Ибогаин также оказывает сильное влияние на фазу быстрого сна — многие люди нуждаются в значительно меньшем количестве сна в течение нескольких месяцев после ибогаинового путешествия.
Шесть лет назад я стал членом Бвити. Я узнал про ибогаин от продавца в книжной лавке анархистов в Нью-Йорке. По заданию журнала, я поехал в Габон и принял ибогу как часть церемонии инициации. Это был один из самых трудных — но вознаграждающий — опыт в моей жизни. До этого я слышал, как это вещество описывают фразой «10 лет психоанализа за одну ночь» — но, конечно, не верил в это. В то время, как члены племени били в барабаны и пели вокруг меня до рассвета, я лежал на бетонном полу и путешествовал обратно по своей жизни, пересматривая забытые сцены моего детства. В какой-то момент я увидел деревянную статую, которая прошла по комнате и села передо мной — позже мне сказали, что это был «дух Ибоги», который пришёл говорить со мной.
Моя инициация была затруднена воинственным и жадным шаманом, который называл себя Король, и требовал от нас увеличения оплаты до, во время, и после церемонии. Кроме этого, Король был недоволен видениями, которые я описывал, и угрожал продолжать кормить меня ибогой до тех пор, пока я не получу более впечатляющие знаки. Инициация, которая длилась более 20 часов, принесла невероятное облегчение. В какой-то момент, мне показали мою привычку злоупотребления алкоголем и то, как это влияет на мои отношения, качество моих статей и мою психику. Когда я вернулся в США, я устойчиво уменьшил употребление алкоголя до ничтожного количества от прежнего уровня — изменение, которое, похоже, необратимо.
Недавно я попробовал ибогаин второй раз. Я принял его в Ибогаиновом Сообществе (Ibogaine Association), клинике в Росарито в Мексике. Со мной связался героинозависимый, который ранее решил принять ибогаин, прочитав мою книгу, в которой я описал свой опыт: прошло 3 месяца после его первого лечения в Мексике, и он всё ещё был чист — и это после 12-ти лет зависимости. Он сказал мне: «Ваша книга спасла мою жизнь». Будучи на лечении, он подарил копию моей книги доктору Мартину Поланко (Dr Martin Polanco), основателю клиники, и доктор предложил мне терапию бесплатно. Мне было интересно узнать, чем опыт в клинике отличается от опыта в племени. Мой новый друг хотел повторить процедуру, чтобы закрепить результат. Мы поехали в клинику вместе.
По оценке Поланко, в его клинике прошли лечение около 200 зависимых за первые 18 месяцев работы. Примерно треть этих пациентов смогли отказаться от наркотиков — насовсем, или на длительное время; многие вернулись на второй приём. «Ибогаин должен быть более доступен широкой общественности», — говорит Поланко. «Нам всё ещё нужно многому научиться в плане того, как применять его; как с ним работать». Он не считает ибогу волшебной таблеткой от зависимости, но убежден, что это мощное терапевтическое средство, а в некоторых случаях ибога действительно несёт исцеление. Он планирует основать несколько некоммерческих клиник. «Это что-то, что должно быть некоммерческим», — говорит он. «В конце концов, это растение. Оно пришло из земли. Оно действительно даёт некоторые рекомендации. Оно показывает тебе, кто ты есть на самом деле». Он усмехается: «Это может напугать».
Дом Ибогаиновой Терапии (Ibogaine Therapy House) в Ванкувере, Канада, открылся в прошлом ноябре. «На данный момент лечение у нас прошли 14 человек», — говорит Марк Эмери (Marc Emery), основатель клиники и глава Партии Марихуаны Британской Колумбии. «Все они говорят, что их жизнь стала лучше». Эмери, по прозвищу «Принц Травы», финансирует бесплатную работу клиники из доходов, полученных от его успешного бизнеса по продаже семян конопли. «Ибогаин прекращает физическую зависимость, не вызывая абстинентного синдрома», — говорит он, — «и он работает с психологическими проблемами, которые привели к употреблению наркотиков».
По оценке Эмери, лечение каждого пациента в клинике обходится примерно в $1,500 (£943), что включает два приема средства. «Когда я узнал про ибогаин, у меня появилось ощущение, что кто-то обязательно должен исследовать его, но медицинские компании не проявляют никакого интереса, потому что в этом типе лечения нет коммерческого потенциала». Ни он, ни Поланко, не слишком озабочены неоднозначными исследованиями токсичности ибогаина. Как отмечается в статье в Жама, «Один исследователь написал, что токсикологический профиль средства ‘не идеален’, при этом список тревожных побочных эффектов возглавляет брадикардия [сердцебиение медленнее нормального]».
«Из всей массы отчётов, которые я изучил, суммарно шесть человек умерли примерно в то же время, когда приняли ибогаин», — говорит Эмери. «У кого-то из них было слабое здоровье; кто-то принял другие наркотики во время лечения. Это не пугает меня. Я достаточно уверен в ибогаине».
На данном этапе, в связи с нехваткой научных данных, невозможно определить степень токсичности ибогаина — это вещество не лицензировано в других странах, и нелегально в США. Решение, идти ли на такой риск, принимает только сам человек. Эмери отмечает, что его клиника проверяет пациентов на проблемы с сердцем и другие медицинские состояния, которые могут быть противопоказанием к приёму средства. Его пациенты также получают небольшие ежедневные дозы ибоги в течение двух недель после лечения. «Ибога делает то, что для вас плохо, очень невкусным. Если это возможно, мы хотим, чтобы наши пациенты заодно бросили курить в процессе лечения. Мы думаем, что сигареты могут вести к тому, что люди захотят вернуться и к другим видам зависимости».
Эмери отмечает, что никто пока не критиковал проект, и он пытается получить поддержку местной администрации. «Ибога предлагает вам изменить свои привычки; другими словами, она проходит по всем вашим личным проблемам и вопросам со здоровьем. Это как призрак прошлых неудач».
Рэнди Хэнкен (Randy Hencken) везет нас из Сан Диего в Ибогаиновую Ассоциацию. 25-летний бывший героинозависимый, который избавился от своей пагубной привычки после двух раз лечения в клинике, — он теперь работает в ассоциации и занимается тем, что ходит в местные центры метадоновой терапии с листовками и поддерживает связь с их бывшими пациентами. Пребывание в клинике первый раз стоит $2,800 (£1,760), включая первоначальное медицинское обследование и восстановительный период в течение нескольких дней. Но последующие визиты стоят лишь $600 (£377), — и похоже, что большинству зависимых нужно как минимум две дозы ибогаина, чтобы избежать рецидива.
Ибогаиновая Ассоциация расположена в тихом величественном доме с видом на Тихий океан, который украшен буддийскими статуями и ткаными картинами мексиканского племени Уичоли (Виррарика). Доктор Поланко проводит моё медицинское обследование и даёт мне тестовую дозу ибогаина. Через двадцать минут после приема тестовой дозы, я начал нервничать и почувствовал головокружение. Когда я принял дополнительные пилюли — покрытый гелем экстракт коры корня ибоги — я понял, что отправляюсь в серьёзное путешествие.
Медсестра отвела меня обратно в комнату. Когда голова уже шла кругом, я лёг на кровать, а она подключила меня к электрокардиографу и одела мне наушники, в которых играла атмосферная музыка. Зачем я снова делаю это? Ибогаин — вовсе не увеселительная прогулка. Мало того, что он вызывает сильную тошноту и рвоту — многие видения, которые он пробуждает, являются болезненным шествием глубочайших неудач и поражений человека. В моих ушах громко и неприятно жужжало; наверно поэтому Бвити лупят в барабаны во время церемонии — чтобы заглушить этот шум. С закрытыми глазами, я наблюдал образы, которые появлялись, словно паттерны белого шума на экране телевизора. Я увидел темнокожего мужчину в костюме из 1940-х. Он держал за руку 5-летнюю девочку и вёл её вверх по ступеням. Я понял, что эта девочка в моём видении был я, а этот человек символизировал дух растения Ибога. Он собирался показать мне свой дворец.
Будучи невероятно эффектной в моменте, такая встреча с тем, кто воспринимается как «дух Ибоги» — это типичный образ, создаваемый таинством Бвити. Во многих случаях люди описывают встречу с первородной африканской парой в джунглях. Иногда дух ибоги появляется как «шар света», который говорит баанзи: «Ты знаешь кто я? Я — вождь мира, я — изначальное!» Часть моего путешествия прошла в форме интервью, почти журналистского. Я задавал прямые вопросы Мистеру Ибоге и получал ответы, которые звучали как эмпатические, словно переданные по телеграфу, возгласы внутри моей головы; даже в моём глубоко изменённом состоянии мне удалось записать в блокноте многие из ответов.
Я спросил Мистера Ибогу, что такое ибога. Мне просто сказали: «Тот, кто учит человечество изначальной мудрости!»
После этого мои персональные недостатки и ленивые, нездоровые привычки были показаны мне во всех подробностях. Когда я спросил, что мне с этим делать, последовал твёрдый ответ в отцовском стиле: «Выровняй это!»
Этот идеал ровности и стремления к совершенству раз за разом возвращался ко мне во время путешествия — и это значимый образ для меня, так как я страдаю сколиозом, искривлением позвоночника. Когда мне показали недостатки и провинности, которые казались мелкими и незначительными, я попытался протестовать и возразил, что некоторые из этих вещей не имеют значения. Ибога был непреклонен: «Всё имеет значение!»
Ибога сказал мне, что я даже не представляю себе потенциальную значимость даже самых мелких действий. Я пересмотрел некоторые события моей жизни и жизни моих друзей, которые казались несправедливыми до слёз. Но в этом изменённом состоянии, я чувствовал, что могу понять кармический шаблон, стоящий за всеми из них, и, вероятно, берущий своё начало в предыдущих воплощениях. Ибога подтвердил это, продиктовав: «Бог справедлив!»
В восприятии многих читателей, эти инсайты прозвучат банально. Но они не были такими в процессе, приходя с огромной силой и абсолютной точностью. И хотя они могли быть порождением моего собственного разума, они ощущались как голос кого-то «другого». Как правило, я никогда не думаю в такой прямой форме про «Бога», и фраза «учитель изначальной мудрости» — не мой стиль.
В ту ночь у меня было много образов и тяжеловесных метафизических откровений. В какой-то момент я ощутил, как пролетел через солнечную систему и влетел в солнце, где крылатые существа вращались вокруг ядра на невероятной скорости. При ближайшем рассмотрении, они выглядели как золотистые ангелы на картинах эпохи раннего Возрождения. Возможно из-за того, что я недавно прочитал книгу австрийского визионера Рудольфа Штейнера (Rudolf Steiner), весь этот трип имел этакий эко-христианский аромат. В какой-то момент я подумал о людях как о проявлении Земного Разума, органах восприятия и само-рефлексивных способностях Земли на нынешней стадии развития планеты. Мы сейчас меняемся так быстро, — подумал я, — только потому, что Земля вступила в ускоренную фазу трансформации, из-за чего произошло ускорение эволюции и человеческого сознания.
Громкое жужжание, которое создавал ибогаин, было похоже на что-то вроде гудка в телефонной трубке; как будто этот алкалоид — устройство общения на другой частоте. Подумав о моей девушке и нашем ребёнке, я понял, что я счастливчик. «Ты счастливчик!» — откликнулся Мистер Ибога. Я почувствовал огромную, до слёз, благодарность за то, что у меня есть возможность жить и любить, исследовать и пытаться понять так многое.
Как это часто происходит в наши дни, я стал размышлять о жутком состоянии мира — войны, ужасы и экологические разрушения. Я видел, как языки радиоактивного пламени пожирают города, и огромные толпы людей становятся пеплом. Я спросил Мистера Ибогу, станет ли это трагической судьбой человечества. Ответ, который я получил, был неожиданным — и обнадёживающим: «Всё в порядке (безопасности) в руках Бога!»
Как бы нелепо это ни звучало, это послание осталось со мной и избавило меня от значительной части моей паранойи и тревожности. Во время путешествия я решил, что Мистер Ибога — это форма просветленного разума — как будда, который выбрал другую форму бытия в качестве духа растения, а не человека-учителя, чтобы работать с человечеством, передавая космическое послание «назидательной любви». В какой-то момент я спросил, не хотел ли бы он воплотиться в качестве человека, и ответ, который я получил, был, по сути, «Уже делал это!» — давая понять, что в каком-то предыдущем цикле он уже прошёл полные опасностей уровни эволюции, по которым мы продвигаемся сейчас. Я также вышел из этого трипа с подозрением, что ибога была прообразом дерева познания добра и зла в Библейской притче. Место, где она растёт — экваториальная Африка, колыбель человечества — созвучно с этой идеей, как и её отрезвляющая высокая нравственность. «Добро и Зло», которые ибога открывает и показывает — не абстрактны, а являются глубоко личными и берут своё начало в характере человека.
Позже той ночью меня тошнило и рвало горьким осадком коры корня. Я поставил компакт-диск с записью африканских барабанов. Закрывая глаза, я наблюдал как группа женщин Бвити, улыбаясь, танцует вокруг костра в джунглях. После этого видения затихли, хотя я не мог спать до поздней ночи следующего дня.
Опыт моего друга был не таким эпическим. Его ошибки тоже проходили перед ним повторяющимися кругами, которым, казалось, не было конца. В какой-то момент я слышал, как он кричал: «Нет! Нет! Нет!» Он видел своё возможное будущее, которое ждало его, если бы он не оставил героин — он стал бы мойщиком посуды, ныряющим в распутную старость с больной спиной и брюшком. Он спросил, что он мог бы сделать, чтобы помочь спасти мир. Ему сказали: «Наведи порядок в своей комнате!» Медитируя над своим опытом впоследствии, мой друг с сарказмом заметил: «Ибогаин — это способ Бога сказать ‘Ты — мой!'»
Книга Дэниэла Пинчбека (Daniel Pinchbeck) про его опыт под названием «Открывая Голову: Внутреннее Путешествие от Цинизма к Шаманизму» (Breaking Open The Head: A Visionary Journey From Cynicism To Shamanism) опубликована в издательстве «Фламинго»
Оригинал статьи: https://www.theguardian.com/books/2003/sep/20/booksonhealth.lifeandhealth
Этот текст был также опубликован здесь и здесь.
Дополнительно
Интересное и очень полное интервью с представителем Бвити: https://knife.media/gabon-iboga/
Детальный разбор медицинских аспектов действия Ибоги: https://medium.com/@zahar1991/ибога-один-из-взглядов-на-один-из-энтеогенов-e9f655335551
Про кардиотоксичность ибогаина, образование цивилизации, и многое другое: https://knife.media/food-culture/
Андрей Лобач, 2019
Рисунок от Zolucan